СМИ о нас:
30.04.2008

Хороший актив не продается

Журнал "KIT". Построение современного и успешного бизнеса возможно с нулевого цикла только в случае личной одержимости руководителя, нацеленности на достижение успеха и использовании им принципов стратегического планирования

Начав с банальной сборки компьютеров, некогда неизвестная фирма, постоянно демонстрируя свои пионерские качества, стала одной из самых успешных на IT-рынке Казахстана. Сегодня Logycom - уже отечественный бренд, устойчиво ассоциирующийся с новейшими информационными технологиями. Однако в последнее время сфера деятельности компании очень сильно расширилась. Сборка и продажа персональных компьютеров - это не единственное, чем занимается Logycom. Она стала автором востребованного на рынке бизнес-решения по автоматизации бизнес-учета, ведет строительство завода по производству IT-оборудования. Обо всем  этом в интервью журналу «KIT» рассказывает президент компании Logycom Сергей Швалов.

Первые шаги

- Сергей Александрович, в отрасли информационных технологий ваша компания работает уже 16 лет. Сегодня Logycom - это крупнейший поставщик компьютерной техники, обладающий собственным производством и налаженными отношениями с крупнейшими мировыми иностранными поставщиками. Но в самом начале своей деятельности компания начинала практически с нуля...

- Мы начинали в начале 90-х, когда вся сфера IT-индустрии сводилась к слову «компьютер». Первоначально компания состояла из трех человек и то, чем мы занимались, сложно было назвать серьезным делом - ремонт, сервис и «серая» сборка. Мы были доморощенными «спецами», студентами, денег не хватало даже на то, чтобы арендовать полноценный офис. К тому же в 1992 году как такового сформированного классического рынка еще не было. Существовали стихийные, дикие отношения. Компьютеры для большинства продавцов и покупателей были биржевым товаром.

Уже через год штат компании увеличился вдвое, и нас уже было шесть человек. Мы арендовали первый офис и были официально зарегистрированы. Постепенно, по крупинкам, мы приобретали главное - практический опыт ведения бизнеса.

В 1994 году произошли события, которые стали поворотной вехой в истории становления нашей компании - мы заключили контракт с Intel. Партнер нас многому научил: планировать бизнес, изучать рынок, стратегически рассчитывать объемы заказов и т.д.

Позднее мы стали партнерами многих крупных компаний в сфере IT, владеющих современным мировым опытом, но именно Intel стал нашим «первым учителем». Сотрудничество с этой компанией дало возможность активнее развиваться.

- И каким было первое самостоятельное стратегическое решение, принятое вами благодаря опыту сотрудничества с Intel?

- В 1998 году мы открыли пять магазинов в Алматы. Решение пойти в регионы пришло гораздо позже - в 2002 году, а его осуществление - еще через год. Сейчас розничная сеть насчитывает более 50 магазинов. При этом формирование розничной сети и сервисных центров продолжается во всех регионах Казахстана. В 2006 году через свои сети мы реализовали более 54 тыс. единиц компьютерной техники, а в 2007 году эта цифра выросла до 73,2 тыс. Сегодня наша доля на рынке составляет 15%.

Благодаря такому опыту мы всегда были пионерами отечественного IT-бизнеса. Мы первыми официально произвели отечественный компьютер, получили казахстанскую компьютерную сертификацию, сертификат ISO-9000.

- В сентябре прошлого года Logycom на KASE разместил весь объем дебютных 3-летних облигаций на 1,9 млрд тенге. Чем, как вы думаете, обусловлен интерес инвесторов к вашей компании?

- Выход на биржу потребовал от нашей компании выполнения ряда серьезных обязательств. На Казахстанской фондовой бирже в основном представлены финансовые группы и компании сырьевого сектора. Все прекрасно понимают, что в перспективе государству необходимо отходить от сырьевой базы. За годы независимости промышленность Казахстана сделала большой рывок, но пока не смогла стать по-настоящему конкурентоспособной, особенно по сравнению с мировыми запросами. Сопоставив наши возможности, 16-летний опыт работы, динамику продаж и занимаемую долю IT-рынка, мы приняли решение увеличить капиталооборот, разместив собственные облигаций на KASE. На бирже перспективных игроков из высокотехнологичного сектора практически не представлено, поэтому круг наших инвесторов самый широкий - это пенсионные фонды, страховые компании, фонды частных инвестиций. Интерес обусловлен и тем, что инвесторы отлично понимают, что настоящее и будущее - за высокими технологиями.

- Средства, полученные от размещения облигаций, компания направила на строительство завода по производству IT-оборудования. На какой стадии реализации находится этот проект?

- К настоящему времени проведены все подготовительные работы по строительству этого объекта, на территории парка информационных технологий выделена площадь в размере 3,5 га. В полном объеме завезено оборудование и конвейерные линии. Уже введен в эксплуатацию складской комплекс. Производственная мощность предприятия составит 1 млн сборочных единиц, или 500-600 тыс. компьютеров в год. Продукция завода будет реализовываться как на внутреннем рынке, так и в странах Центральной Азии.

- Намерена ли компания в дальнейшем привлекать инвестиции через фондовую биржу?

- Это наш первый опыт, и сейчас пока сложно говорить о дальнейших планах. Но уверен, что, судя по заинтересованности инвесторов, такие перспективы есть.

И себе, и людям

- С чем было связано решение по созданию программы управленческого учета Logyсom® Astrum©?

- Когда компания динамично развивается, рано или поздно встает вопрос об автоматизации и учете бизнес-процессов. Расширение нашего бизнеса привело к тому, что в 1996 году мы осознали необходимость внедрения жесткой системы контроля. В то время на рынке уже присутствовали готовые решения, которые мы внимательно изучили. К сожалению, ни одна программа не соответствовала реалиям казахстанского рынка и менталитету наших людей. Поэтому мы и приняли решение о создании собственной системы.

- Почему Logyсom® Astrum© проделала такой длинный путь на рынок? Насколько мне известно, эта система работала в вашей компании уже в 1998 году, а на рынок этот продукт вы вывели только в 2003 году.

- Когда программа была задумана, мы не собирались ее продавать, она предназначалась только для внутреннего пользования. Когда Logyсom® Astrum© доказал свою состоятельность, мы решили сделать из него полноценный IT-продукт. За 5 лет на этой базе была создана программа, которая может автоматизировать учет практически в любой торговой компании. Это была очень непростая задача, поскольку в управленческом учете нет четких стандартов, как, скажем, в бухгалтерском. Тестируя и дорабатывая систему, мы добавили к ней механизмы, автоматизирующие работу всех сфер деятельности: складской и финансовый учет, бюджет, CRM и так далее. Сегодня в системе есть все, что нужно торговой организации, плюс то, что может понадобиться в дальнейшем.

- Как проходит продвижение этого продукта на отечественном рынке?

- К маю 2008 года в 15 казахстанских предприятиях прошло успешное внедрение системы Astrum. В настоящее время мы работаем еще с четырнадцатью отечественными компаниями, которые в ближайшем будущем запустят систему Astrum в эксплуатацию. Все они получили готовое решение, используемое компанией Logycom. В этом году мы планируем установить систему еще на 20 казахстанских торговых предприятиях. Существующие ресурсы службы поддержки позволяют нам обслуживать несколько десятков клиентов.

Продажи осуществляются как внутри страны, так и в дальнем зарубежье. Стоимость системы для клиентов в настоящее время составляет от 5 до 15 тыс. долларов. В настоящее время заканчиваются переговоры с дистрибьютором по Ближнему Востоку и Северной Африке.

Признаки анемии

- Как часто пользователи обновляют свою компьютерную технику?

- Обновление IT-оборудования происходит довольно часто. Специалисты нашей компании через каждые три-шесть месяцев проводят тестирование новых комплектующих и программного обеспечения. Примерно один раз в квартал происходит пополнение новыми моделями ПК. Мы не можем долго хранить продукцию, так как время сделает из нее ненужный груз. Столь скоростной апгрейд во многом является маркетинговым инструментом, благодаря которому мировые производители поддерживают продажи. Но если пользователь обладает значительной суммой, то его компьютер будет актуален не менее трех-четырех лет. Массовый потребитель обновляет свою технику в зависимости от уровня доходов и потребностей.

- В каком ценовом сегменте расположены наиболее популярные модели персональных компьютеров?

- На сегодняшний модельный ряд компьютеров с торговой маркой Logyсom включает пятнадцать моделей с различными ценовыми и техническими характеристиками - от 27 до 150 тыс. тенге. Наибольший покупательский интерес наблюдается в ценовом сегменте от 66 до 84 тыс. тенге. Эти ПК удовлетворяют покупателей как по цене, так и по техническим характеристикам.

- Как сказалось на розничных продажах ужесточение требований по потребительским кредитам? Отразилось ли это на темпах роста продаж?

- Если сравнивать аналогичные периоды 2006-2007 года, то четко прослеживается тенденция заметного увеличения объемов продаж в розничном сегменте. В первую очередь, это связанно с возрастающей информатизацией нашего общества. Персональный компьютер - это давно уже не роскошь, а инструмент для решения многих самых разнообразных задач. Ну а стимулирование спроса маркетинговыми инструментами в сочетании с ростом покупательской способности делает свое дело, и сейчас общество четко понимает необходимость приобретения ПК.

Тем не менее, признаки экономического кризиса в отрасли IT были замечены в снижении покупательской активности. Продажи в розничной сети магазинов Logyсom за второе полугодие 2007 года, по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, выросли на 25%, но эта цифра оказалась ниже запланированных ранее объемов.

По моему мнению, на снижение темпов роста продаж повлияло усиление конкуренции на рынке, таможенный кризис в сентябре-октябре, связанный с вводом, а потом отменой оригиналов экспортных деклараций страны-отправителя, а также кризис ликвидности.

Последняя причина является скорее сопутствующей, так как доля потребительских кредитов при покупке IT-оборудования традиционно ниже, чем на других рынках, например, бытовой техники. В целом около 10% розничных продаж приходится на кредиты. Эта цифра стабильна до и после известных экономических событий.

По нашим оценкам, уровень темпа роста компьютеризации населения составляет 25-30% в год - эта тенденция сохранится и в будущем. Поэтому я не сомневаюсь, что у казахстанского IT-рынка имеются устойчивые перспективы, а отрасль будет активно развиваться не менее 10 лет.

- Способствует ли программа «Национальный компьютер» увеличению объемов ваших продаж? Ведь это по факту очень крупный госзаказ?

- Проект «Ашык Алем» стал для нас первым экспериментальным проектом, способствующим информатизации населения республики. Его основная цель - сделать персональный компьютер (ПК) понятным, полезным и доступным по географическому признаку, чтобы все граждане могли получить равный доступ к современным IT-технологиям. Сегодня проект отработан в пилотных зонах Алматинской и Акмолинской областей и уже реализуется на всей территории республики.

Идентичные проекты пытались реализовать в России и на Украине, но если там стоимость народного компьютера составляет около 700 долларов, то стоимость ПК «Ашык Алем» - немногим больше 400 долларов. Это ощутимая разница.

Сегодня мы приступили к реализации второго этапа продвижения программы, а для этого необходима широкая информационная поддержка. Этим занимаются в Агентстве по информатизации и связи РК, наша же задача - предоставить готовую продукцию.

Реализация проекта рассчитана до 2010 года, поэтому об объемах продаж говорить преждевременно. Первые итоги будут подведены в конце этого года. Но уже можно сказать, что от населения поступает все больше запросов, которые мы выполняем.

Хороший актив не продается

- По мере роста и расширения компании сложно ли было делегировать свои полномочия подчиненным?

- Безусловно, этот процесс достаточно сложный и болезненный. Эта проблема нас тоже затронула, и нельзя сказать, что к сегодняшнему дню мы ее полностью решили. Но мы строим публичную компанию, в которой все бизнес-процессы структурированы. В такой компании легче делегировать полномочия новым руководителям.

- Является ли доля в компании лучшим способом мотивировать топ-менеджмент на эффективную работу?

 - Если речь идет об опционе в виде акций за выполнение тех или иных важных поставленных задач, то это действительно хороший стимул. Но это все имеет смысл только для публичных компаний, акции которых торгуются на бирже. Такой механизм мы обязательно введем в ближайшие три года - при выходе на IPO будем предлагать опционы нашим сотрудникам, но о конкретных цифрах говорить пока рано.

- Как вы считаете, есть ли смысл увеличивать свой бизнес за счет поглощений профильных компаний на казахстанском рынке?

- Мы рассматривали несколько вариантов приобретения действующих предприятий. Но после анализа одной компании, которую мы хотели купить, пришли к выводу, что легче с нуля создать новую организацию, чем приобретать уже существующий бизнес. На сегодняшний день в Казахстане бизнес пока еще очень сильно зависит от роли руководителя или собственника компании. Как правило, многие компании держатся исключительно на личностных качествах своих лидеров, которые и являются собственниками. Такие предприятия не имеет смысла приобретать, так как без своих прежних руководителей-собственников их стоимость падает в разы. Хорошо структурированных компаний, стоимость которых заключается в их активах и технологиях, в Казахстане очень мало.

- А Logycom, со своей стороны, - это привлекательный актив?

- К нам поступали предложения о продаже нашей компании, но мы их всерьез не рассматривали. У Logycom большой потенциал для роста, так что смысла в продаже компании на данный момент мы не видим.

Инсерт

Первоначально компания состояла из трех человек и то, чем мы занимались, сложно было назвать серьезным делом - ремонт, сервис и «серая» сборка. Мы были доморощенными «спецами», студентами, денег не хватало даже на то, чтобы арендовать полноценный офис.

Акжол САДЕШОВ



Пресс-центр:

18.01.2019

Презентация проекта «Smart Aqkol»

Рады сообщить, что сегодня, 18 января, состоялась успешная презентация проекта «Smart Aqkol» Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, в котором компания Логиком приняла не малое участие!
Читать дальше
25.05.2016

Как переживет нынешний кризис рынок электроники Казахстана?

На этот вопрос обозревателю Forbes.kz ответили участники и эксперты рынка
Читать дальше
Все статьи